Исследование 2009 - 2010 г.г. «Определение факторов эффективного трудоустройства выпускников»
 

Исследование 2009 - 2010 г.г. «Определение факторов эффективного трудоустройства выпускников»

Распечатать

Первый этап включал в себя проведение качественного опроса, трудоустроенных и нетрудоустроенных выпускников 2007-2009 г.г. выпуска, для получения данных, позволяющих выявить перечень наиболее часто встречающихся факторов, повлиявших на общую результативность поиска работы: нахождение работы по специальности, в более короткий срок со среднерыночным уровнем заработной платы, соответствующей специальности по диплому. В опросе приняли участия выпускники различных экономических специальностей в количестве 91 человека. Разработанная для данного опроса анкета включала в себя следующую информацию, позволившую выявить переменные для проведения второго этапа исследования:

  • Демографические характеристики (пол, образование).
  • Идентификация инструментов поиска работы.
  • Идентификация наличия цели в области поиска работы.
  • Идентификация поведения в области поиска работы.
  • Идентификация ожиданий от поиска работы.

По результатам анализа анкетных данных был выявлены ключевые факторы, которые в наибольшей степени могли бы влиять на результативность поиска работы. Среди этих факторов: обращение в кадровые агентства; обращение в государственные центры занятости; посещение ярмарок вакансий; посещение презентаций работодателей; участие в тренингах, курсах по эффективному поиску работы; советы родных; участие в программах - стажировках, программах набора молодых специалистов компаний; наличие прозрачной цели поиска работы; наличие диплома вуза; качество диплома (рейтинг вуза, хорошие оценки в дипломе); наличие опыта работы, полученного в результате совмещения учебы и работы; наличие опыта работы, полученного в процессе прохождения производственных практик; наличие определенных личных качеств, таких как ответственность, целеустремленность, коммуникабельные способности, активная жизненная позиция, умение презентовать себя; умение осуществлять мониторинг рынка труда на последнем курсе обучения в вузе; наличие положительных ожиданий от предпринимаемых усилий в области поиска работы.

На втором этапе было организовано категориальное исследование выявленных на первом этапе факторов, повлиявших на результативный поиск работы выпускниками экономического факультета ЮФУ. Участникам опроса в отличие от первого этапа исследования, предлагалось определить степень значимости факторов поиска работы, выявленных на первом этапе, через выставление баллов от 1 до 10. В силу того, что полученные данные второго этапа представляли собой определенные экспертные оценки, то для изучения тесноты связи между качественными переменными (V1- «получение работы по специальности» и V1…n – факторы поиска работы использовались методы непараметрической статистики - ранговые корреляции Спирмена R (Spearman Rank correlations). Коэффициент ранговой корреляции Спирмена определяет степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дает оценку тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента:

 

где - сумма квадратов разностей рангов,

  - число парных наблюдений.

Данные второго этапа были обработаны с помощью программы Statistica v.6., результаты обработки представлены в таблице 1. Далее были выделены умеренные и сильные связи между ординальными переменными. Данные связи идентифицируются при значениях коэффициентов Спирмена и Кэнделла на уровне 0,4 – 0,7 для умеренных связей и 0,7 – 1 для сильных, соответственно.


 

Таблица 1 – Ранговые корреляции Спирмена (опрос выпускников)[1]

 

 

Speciali

Recag

Stag

VF

Compres

Trjobsea

Adrel

Grp_Tr

AIM

Sfedu_Di

St_Job

Pract_Tr

Lm_Mon

 

V1

V2

V3

V4

V5

V6

V7

V8

V9

V10

V11

V12

V13

SPECIALI-V1

1,00

-    0,05

0,06

-    0,20

0,60

0,70

0,44

0,6

0,70

0,04

-    0,08

-    0,25

0,60

RECAG-V2

-    0,05

1,00

0,12

0,60

0,12

0,09

0,18

0,60

0,34

0,19

-    0,09

0,39

0,22

STAG-V3

0,06

0,12

1,00

0,17

0,00

0,24

-    0,26

0,17

0,19

-    0,01

-    0,31

0,04

0,22

VF-V4

-    0,20

0,60

0,17

1,00

0,28

0,24

0,12

1,00

0,80

0,20

0,06

0,44

0,29

COMPRES-V5

0,60

0,12

0,00

0,28

1,00

0,63

-    0,00

0,28

0,80

0,05

-    0,03

0,10

0,31

TRJOBSEA-V6

0,70

0,09

0,24

0,24

0,63

1,00

0,10

0,24

0,68

-    0,07

-    0,17

0,19

0,40

ADREL-V7

0,44

0,18

-    0,26

0,12

-    0,00

0,10

1,00

0,12

0,06

0,10

-    0,14

0,31

0,10

GRP_TR-V8

-    0,20

0,60

0,17

1,00

0,28

0,24

0,12

1,00

0,80

0,20

0,06

0,44

0,29

AIM-V9

0,70

0,34

0,19

0,80

0,80

0,68

0,06

0,80

1,00

0,08

0,11

0,42

0,40

SFEDU_DI-V10

0,04

0,19

-    0,01

0,20

0,05

-    0,07

0,10

0,20

0,08

1,00

-    0,01

0,22

-    0,16

ST_JOB-V11

-    0,08

-    0,09

-    0,31

0,06

-    0,03

-    0,17

-    0,14

0,06

0,11

-    0,01

1,00

0,22

-    0,25

PRACT_TR-V12

-    0,25

0,39

0,04

0,44

0,10

0,19

0,31

0,44

0,42

0,22

0,22

1,00

0,16

LM_MON-V13

0,60

0,22

0,22

0,29

0,31

0,40

0,10

0,29

0,40

-    0,16

-    0,25

0,16

1,00


 

Проанализируем некоторые данные, полученные в результате исследования.

Во-первых, значение коэффициента корреляции Спирмена между переменной «получение работы по специальности» (Speciali-V1) и следующими факторами указывает на наличие умеренной связи: фактор «Посещение презентаций компании» - R=0,60; фактор «Участие в тренингах, курсах по эффективному поиску работы» - R=0,70; фактор «Советы родных» - R=0,44; фактор «Участие в программах стажировок, программах набора молодых специалистов компаний» - R=0,60; фактор «Наличие четкой цели поиска работы (знали в какую компанию, нацеленность на определенную профессиональную область)» - R=0,70; фактор «Мониторинг рынка труда на последнем курсе обучения в вузе» - R=0,60.

Таким образом, если студент, начиная с младших курсов обучения, проявляет интерес к рынку труда в форме участия в мероприятиях компаний, участия в тренингах по развитию способностей в области поиска работы, отслеживает текущие и прогнозные тенденции рынка труда, прислушивается к рекомендациям близких людей, то существует большая вероятность того, что после получения диплома он в максимально короткие сроки найдет работу по специальности.

Во-вторых, данные таблицы демонстрирует следующие тенденции и зависимости:

  • Студенты, посещающие ярмарки вакансий, чаще всего обращаются в кадровые агентства (значение коэффициента Спирмена между переменными V4 и V2 – 0,6). Такой факт, по мнению авторов исследования, возможен в результате расширения осведомленности студентов о возможных инструментах поиска работы.
  • Выпускники, обращающиеся в кадровые агентства, чаще всего участвуют в программах набора молодых специалистов крупных компаний, программах - стажировках и др. (значение коэффициента Спирмена между переменными V8 и V2 – 0,6). Такая ситуация на рынке труда выпускников может отражать тот факт, что в настоящий момент многие кадровые агентства выделяют отдельные направления работы с молодыми специалистами, которые включают в себя в том числе и работу с компаниями по продвижению подобных программ.
  • Сильная связь установлена между факторами «Участие в программах - стажировках, программах набора молодых специалистов компаний» и «Посещение ярмарок вакансий» (R=1). Данная зависимость подтверждает эффективность от участия в ярмарках вакансий, на которых студентам и выпускникам предоставляется возможность «из первых рук» получить информацию о вышеуказанных программах.
  • Установлена сильная корреляция между фактором «Наличие четкой цели поиска» и факторами: «Обращение в кадровые агентства» (R=0,7), «Посещение ярмарок вакансий» (R=0,8) «Посещение презентаций компаний» (R=0,8), «Участие в тренингах, курсах по эффективному поиску работы» (R=0,68), «Участие в программах стажировок, программах набора молодых специалистов компаний» (R=0,8). Действительно, вышеуказанные факторы исполняют роль специфических источников информации, накопление которой приводит в итоге к принятию оптимального решения по поводу выбора цели поиска работы выпускником.
  • Достаточно интересным представляется отсутствие связи между наличием у выпускника четкой цели поиска и советами родных и близких (корреляция между переменными V9 и V7=0,06).

Выявленные в процессе исследования факторы, с одной стороны, позволяют выпускникам получать более полную информацию о рынке труда (о профессиях, компаниях, вакансиях, тенденциях, требованиях и др.), что влияет на выбор более эффективных стратегий поиска работы после получения диплома: выпускникам становится прозрачна цель их поиска работы (сфера, профессия, компания и др.), методы и средства), понятны требования работодателей (в данном исследовании: опыт работы, образование, личностно-поведенческие особенности). Иными словами, выпускники получают возможность развивать свои стратегии в направлении соответствия текущему состоянию рынка труда. С другой стороны, вышеуказанные факторы позволяют формировать навыки эффективного поведения в области поиска работы (например, тренинги вузовских центров карьеры, кадровых агентств, государственных центров занятости, работодателей), что в целом способствует снижению продолжительности поиска работы и влияет на эффективность поиска работы (получение работы по специальности). Западные исследователи Фугате М., Киники А. и Ашфорт Б. для обозначения способности выпускников соответствовать рынку труда используют термин «employability», а способности осуществлять действия по продвижению себя в качестве потенциального специалиста на рынке труда – «мarketability».



[1] Отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05000

 

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: contact@career-st.ru

Rambler's Top100