Первое исследование Ростовских работодателей, портала "Карьерист"
 

Первое исследование Ростовских работодателей, портала "Карьерист"

Распечатать

В августе 2007 г. портал «Карьерист» (www.career-st.ru) и Центр карьерного роста  экономического факультета ЮФУ инициировали первое исследование рынка труда молодых специалистов г. Ростова-на-Дону. Современные тенденции развития кадровых технологий, отрицательные демографические прогнозы, недостатки использования труда опытных специалистов, снижение количественных показателей по ряду специальностей и профессий – все эти факторы обусловили изменение ситуации на региональных рынках труда, а именно обусловили начавшийся в регионах рост спроса на молодых специалистов. По мнению организаторов, исследование поможет понять уровень взаимодействия работодателей и молодых специалистов на Ростовском рынке труда и сформировать эффективную кадровую политику относительно использования труда молодых специалистов совместно с компаниями, вузами и государственными структурами. Исследование состоит из двух смысловых частей: опрос и анализ результатов опроса ростовских работодателей; опрос и анализ результатов опроса студентов Ростовских вузов. Организаторы исследования выбрали в качестве инструмента исследования – анкетирование работодателей и студентов, являющихся зарегистрированными пользователями интернет – портал «Карьерист» (www.career-st.ru). Рассмотрим результаты анализа опроса Ростовских компаний.

Выявление степени и факторов заинтересованности Ростовских компаний в привлечении и рекрутинге студентов и выпускников Ростовских вузов: почему компании работают со студентами и выпускниками, с какими трудностями встречаются компании в этой работе, какие ожидания присутствуют у компаний от потенциала ростовских студентов, что может побудить компании использовать более эффективно ресурс студентов и выпускников, не обладающих опытом работы – таковы были основные цели проведения опроса Ростовских работодателей.

В опросе приняло участие 51 компания различных направлений деятельности. В опросе в равной количественной пропорции были представлены  торговые, финансовые, производственные, страховые и  консалтинговые компании, некоторые из которых  играют ключевую роль в экономике города и Ростовского региона. Практически каждая из компаний работает с таким сегментом рынка труда, как студенты и выпускники. Большинство участников опроса (41%) начинают работать со студентами со второго курса. Возможно, данный факт позволит ростовским студентам поверить в то, что, уже на втором курсе можно начать результативный поиск работы. Также среди Ростовских компаний наибольшей популярностью пользуются выпускники вузов, к которым работодатели относятся как к уже потенциальным кандидатам на работу. По результатам исследования, наибольшей популярностью пользуются студенты Южного федерального университета, а затем в равномерной пропорции студенты остальных Ростовских вузов. 

На вопрос, почему Ростовские компании привлекают студентов почти 100% компаний – участников опроса либо вообще не дали четких ответов, либо воздержались ответить на данный вопрос. Почему? По мнению исследователей, Ростовские компании,  с одной стороны, ощущают нехватку рабочей силы и вынуждены в определенных ситуациях привлекать молодых специалистов, а с другой стороны, прибегая к использованию данного источника рабочей силы, компании не имеют достаточно четких и сформулированных стратегий. Казалось бы ответить на вопрос, почему привлекаются студенты, достаточно просто (новая кровь, низкие затраты, высокий потенциал способных и талантливых студентов и т.д.), но, видимо, работа с этим сегментом носит, по-видимому, несистемный характер, что не позволяет компаниям видеть  четкий смысл в наборе этой категории рабочей силы.

Наиболее популярными инструментами привлечения студентов и выпускников в компании являются следующие: использование интернет – ресурсов - 100%, расклейка объявлений о вакансиях компаний в вузах - 51%, предоставление мест прохождения производственной практики  - 48%. Наименее популярными инструментами привлечения молодых специалистов среди опрошенных Ростовских компаний являются: реализация специальных программ по привлечению выпускников (Graduate recruiting program) – 7%, программы стажировок в течение года для студентов – 17%, проведение презентаций в вузах – 31%. Перечисленные выше наименее популярные инструменты привлечения молодых специалистов являются системными формами работы с этим сегментов рынка труда и требуют больших вложений ресурсов, что, по мнению исследователей, и обуславливает низкую популярность этих эффективных средств привлечения молодых специалистов среди Ростовских работодателей.

Работа компаний по привлечению студентов и выпускников носит, по большей части, не системный характер, что подтверждается следующими результатами опроса Ростовских компаний.

  • Только 21% опрошенных считают, что работа в их компаниях является систематической (в компаниях присутствует план по привлечению и работе со студентами, такой план является необходимым элементом кадровой политики компании, осуществляются постоянные инвестиции  на привлечение, удержание и развитие молодых специалистов в нашей компании).
  • 28% опрошенных считают, что их работа не является систематической, но они приходят к пониманию важности активизации усилий в направлении использования потенциала молодых специалистов.
  • 31% опрошенных также считают, что их работе не является систематической, и что, в случае необходимости, такие компании обращаются в вузы периодически.
  • 10% опрошенных считают, что они вообще не должны заниматься систематической работой по привлечению студентов и выпускников, они должны только выбирать, а систематической работой по трудоустройству должны заниматься вузы.

Однако у 86% компаний были случаи в практике, когда они предпочли кандидату с опытом работы студента или выпускника. При этом среди критериев, которые заставили остановить свой выбор на молодом специалисте, компании отметили следующие критерии: желание и умение учиться (обучаемость) и активная жизненная позиция. Также среди критериев были названы следующие: ориентация на результат, качество подготовки, коммуникабельность, интеллектуальные особенности, готовность к трудностям. Результаты этой части опроса, по мнению исследователей, подтверждают одну из современных ключевых концепций управления персоналом, формирующих новое отношение к такой категории рабочей силы, как студенты и выпускники. Эта концепция заключается в том, что гораздо эффективнее вкладывать ресурсы в развитие молодых и неопытных специалистов, учить их «с нуля», чем вкладывать гораздо большие ресурсы в опытных специалистов, часто обладающих недостаточной гибкостью к восприятию новой информации и изменениям, в которых в настоящий момент живут многие современные компании.

Компании, работающие с молодыми специалистами, ожидают получить следующее от использования потенциала студентов и выпускников (три ключевые характеристики потенциала студентов и выпускников):

  • инновационность (компании отмечали различные характеристики этого комплексного определения: инновационность мышления, креативность, новые идеи, новые решения, новые взгляды, свежее веяние);
  • высокий уровень квалификации, полученный в вузе (в это понятие опрашиваемые компании вкладывали различные смыслы, такие, как «грамотный подход к работе», «специалисты, любящие свою работу» и др.);
  • решение кадрового дифицита (например, заполнение позиций начального уровня).

В зависимости от кадровой политики и намерений относительно молодых специалистов, а также в зависимости от ресурсов, компании готовы предлагать различные схемы мотивирования молодых специалистов: оплата труда и бонусы, обучение, карьерный рост, полный или частичный социальный пакет, участие в корпоративных мероприятиях и др. Уровень стартового оклада в Ростовских компаниях для молодых специалистов находится в следующем промежутке: от 4 000-5000 до 10 000-12 000 рублей, за исключением крупных международных компаний (таких как КПМГ, Делойтт, Прайсвотерхаускуперс  и др.), предлагающих молодым специалистам без опыта уровень оплаты труда от 25 000 рублей.

Участники опроса считают, что простимулировать их интерес к более активной работе с этим сегментом рабочей силы могут следующие меры:

  • более высокая активность кадровых центров вузов – 51%,
  • качество подготовки выпускников – 37%,
  • взаимная заинтересованность (сотрудников вузов, студентов, компании в трудоустройстве и развитии карьеры) – 27%,
  • подготовленность студентов к правильному поведению на рынке труда – 27%,
  • налоговые льготы или дотации при привлечении использовании труда молодых специалистов – 3%.

Таким образом, компании предъявляют требования к вузам проявлять большую активность в области трудоустройства и развития карьеры студентов, а также требования к государству на поддержку  в этом направлении. Большинство компаний не указали ни одного фактора, который был бы связан с деятельностью самой компании (например, внедрение новых программ набора молодых специалистов в компании, изменение стратегии развития компании и др.).

83% опрошенных компаний считают, что в Ростове-на-Дону не достаточно развита инфраструктура рынка труда молодых специалистов, а именно: в Ростове очень мало структур, связующих работодателей и молодых специалистов, недостаточно доступных и общеизвестных источников информации о молодых специалистов для потенциальных работодателей и источников информации для молодых специалистов о работодателях, отсутствуют агентства, специализирующиеся на подборе молодых специалистов, практическое отсутствие специализированных интернет ресурсов (при том, что основным источником привлечения молодых специалистов компании видят интернет ресурсы). Недостаточная развитость инфраструктуры регионального рынка труда молодых специалистов представляется ключевой проблемой рынка труда молодых специалистов на современном этапе развития.

Автор: Людмила Скачкова
 

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: contact@career-st.ru

Rambler's Top100