Фриланс
 

Фриланс как альтернатива для расширения границ профессиональных возможностей молодых специалистов

Распечатать

Одной из предпосылкой фриланса является современный уровень развития информационных технологий, которые создают необходимые условия для работы в режиме home-office (работа в офисе, организованном дома). Среди профессий, для которых возможны условия фриланса, следующие: программисты, дизайнеры, художники, копирайтеры, рерайтеры, переводчики, юристы (см. Таблицу 2).

Идея фриланса, как отмечает Аминов В.Л.[1], появилась в 1972 году и принадлежит американскому ученому Джеку Ниллесу, который  придумал новый способ работы – работы вне офиса или удаленной работы с использованием средств коммуникации (телефона). Джек Ниллес назвал такую организацию труда телеработой. В 1996 г. эта идея была поддержана Президентским советом США, так как она позволила решить две ключевые проблемы: безработицы в удаленных сельских районах и разгрузки транспорта в больших городах. Президентский совет США объявил о начале Национальной инициативы по телеработе, целью которой являлось использование телеработы во всех секторах американской экономики. В России фриланс заявил о себе сравнительно недавно, и в основном это было связано с современными тенденциями в сфере управления, а именно, с тенденциями размывания границ организации. Фрилансеры – это, прежде всего, работники интеллектуального труда, которым надоело существовать в рамках одной организации, которым тесно в рамках офиса и которым необходима свобода в принятии решений, свобода творчества и самовыражения. В условиях кризиса, фриланс создает дополнительные возможности для работодателей в области экономии расходов по управлению человеческими ресурсов, а также для самих работников в области расширения альтернатив поиска работы и развития карьеры. Перейти на удаленную работу никогда не поздно, так как нет ограничений по возрасту, образованию или стажу работы. Важно только одно – результат выполненной работы. Специфика работы фрилансера заключается в следующем[2]:

  • самостоятельная организация своего рабочего места и рабочего времени (необходимо своевременно позаботиться о качественном интернете, компьютере, программном обеспечении);
  • самостоятельное позиционирование на рынке труда (чем выше профессиональный уровень, ответственность за качественное выполнение работы, тем больше шансов для расширения круга заказчиков и установления долгосрочных отношений);
  • самостоятельное формирование базы данных постоянных заказчиков.

Таблица 1. Влияние современных тенденции развития экономики и общества на отношение к карьере и индивидуальный выбор карьеры

Основные тенденции развития экономики и общества

Последствия влияния тенденций на отношение к карьере и индивидуальный выбор карьеры

Повышение роли человеческого капитала (теория человеческого капитала была предложена Т.У. Шульцем и развита Г.С. Беккером, Дж. Кендриком и Дж. Коулменом)

«В современных компаниях от 70 до 80% всего, что делается людьми, делается при помощи их интеллекта»[3].

Увеличение инвестиционных расходов индивида в собственное саморазвитие на всех этапах получения образования, в том числе высшего профессионального образования.

Индивидуализация (ориентация мирового производства товаров и услуг на индивидуального потребителя)

 «Каждый человек становится микрокосмом спроса и предложения на глобальном рынке… Сотрудник умственного труда глобального уровня, представитель новой элиты, верен только самому себе и своему племени, а не своему (временному) работодателю»[4].

Самореализация и развитие целостности личности, индивидуального и творческого подхода к развитию своих профессиональных способностей (организация не участвует в этом процессе).

Понимание того, что карьера может развиваться по индивидуальным траекториям, отличным от тех, которые приняты в обществе как традиционные.

Инновационность (глобальное внедрение новых технологий в сфере управления обществом и экономикой).

Инновации предъявляют новые требования к человеческим ресурсам.

Управление человеческими ресурсами (подбор, оценка, развитие человеческих ресурсов) на основе компетенций.

В связи с этим для целей развития карьеры индивиды развивают компетенции (приоритет отдается не только знаниям и навыкам, но и поведенческим компетенциям), которые в современном пространстве рынка труда являются критериями успешного поведения индивидов на рабочем месте. Результатом такого поведения  является эффективное достижение индивидуальных целей и целей организации.

Основными разработчиками теории компетенций считают Д. Мак-Кллеланда, Л. Спенсера. и С. Спенсер, Р. Бояциса.[5]

Информатизация и интернетизация всех сфер общественной жизни (последствия глобализации)[6]

Появление возможности работать, не выходя их дома, в режиме «домашний офис», не искать работу традиционными способами.

Расширение вариантов развития карьеры, появление новых направлений профессионального развития, например, развитие фрилансерства (см. Таблицу 2).

Появление организаций нового типа:

- сокращение числа организационных уровней либо отсутствие иерархических организационных структур: «организационная демократия»;

- временное существование организационной структуры («один проект сменяет другой»);

-  открытость организаций по отношению к внешней среде (конкуренция выдавливается за пределы рынка в социальную среду, используется социальный контекст деловой активности)[7];


 

Таблица 2. Описание некоторых профессий, позволяющих работать удаленно[8]

Профессия

Описание

Доход

Копирайтер (рекламный специалист)

На основе задания создает тексты для всех видов рекламы, сайтов, призванные привлечь клиентов к ресурсу, компании, услугам

От 10 до 80 коп. за знак, причем до 50 ком. – отечественные издания и выше – зарубежные.

В месяц – порядка 30-40 тыс. руб.

SEO – копирайтер, оптимизатор (особый вид копирайтера)

Использует особые приемы для написания текстов, чтобы достичь лучших позиций в поисковых результатах поисковых систем

От 8 до 15 тыс. руб. в месяц с одного сайта

Рерайтер

Пересказывает тексты уникальным образом

От 3 до 10 коп. за знак.

Дневной предел – авторский лист, норма – 20 тыс. знаков.

В месяц – 20-30 тыс. руб.

Креативщик, неймер

Высококвалифицированный специалист. Занимается созданием лозунгов, девизов для политических партий и некоммерческих организаций, придумывает гимны городов, разрабатывает сценарии теле-, радиорекламы, названия для предприятия, акций и т .п.

Непредсказуемы и сезонный (не по временам года). Один заказ может стоить от одной до нескольких десятков тысяч долларов.

Бизнес-аналитик

Используя методы бизнес-анализа, анализирует деятельность организаций, чтобы определить проблемы бизнеса и предложить варианты их решения

От 10 до 100 тыс. руб. в месяц – в зависимости от региона, сферы бизнеса, уровня специалиста

Системный аналитик

Выявляет, фиксирует бизнес-задачи и определяет направления ее решения, проводит интервью с заказчиком, фиксирует бизнес-задачи, определяет и выбирает варианты решения бизнес-задач

Сопоставим с доходом бизнес-аналитика

Технический писатель

Разрабатывает проектную документацию согласно российским и международным стандартам

Находится в широком диапазоне и напрямую зависит от отрасли и профессионализма, а также от масштаба задачи

Корректор

Вычитывает отредактированные рукописи и читает корректурные оттиски в целях обеспечения графического и лексического единообразия различных элементов текста, устранения орфографических и пунктуационных ошибок, соблюдения технических правил набора, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера

Около 30 руб. за лист вычитываемого текста (1-2 коп.  за знак).

В месяц – 10-30 тыс. руб.

Корреспондент

Посылает в газету сведения из другого города или страны

Доход корреспондента = доход копирайтер + доход рерайтера + доход фотографа – все репортажные затраты и риски

Переводчик

Создание письменного или устного текста на определенном языке

От 150  до 700 руб. за лист в зависимости от языка, необходимости заверения апостилем, сложности и специфики текста, объема и сроков

Администратор базы данных

Отвечает за выработку требований к базе данных, ее проектирование, реализацию, эффективное использование и сопровождение, включая управление учетными записями пользователей БД и защиту от несанкционированного доступа

В месяц – 10-70 тыс. руб.

Программист

Разрабатывает программное обеспечение для программируемых устройств

Оплата труда  - сдельная, либо оклад.

В месяц – от 150 тыс. руб. с одной компании при возможности ведения 2-3 компаний.

Веб-мастер

Профессионально или в качестве хобби занимается разработкой веб-сайтов в интернете или корпоративных приложений в интранете

От 15 до 60 тыс. руб. и выше.

Трейдер

Биржевой торговец. Обычно подразумевается торговля ценными бумагами (акциями, облигациями, фьючерсами, опционами) на фондовой бирже

Заработок зависит от схемы его работы, торговых площадок, его опыта, кредитного плеча дилера и вложенных средств.

В месяц – в среднем 2-10% от средств, которыми он управляет.


Оглавление:



[1] Аминова В.Л. «Фриланс, или удаленная работа». Кадровые решения, № 5, 2009. С.32-42.

[2] Аминова В.Л. «Фриланс, или удаленная работа». Кадровые решения, № 5, 2009. С.32-42.

[3] Нордстрем К., Ридестрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003.

[4] Нордстрем К., Ридестрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003.

[5]  «…Все они выпускники школы бизнеса; изучали экономику, кибернетику и автоматику у одних и тех же профессоров. Поначалу в этом есть свое преимущество, потому что они хорошо понимают друга. Но в конечном счете это большое неудобство, ибо все они настроены на одну волну. И однажды окажется, что все члены правления директоров мыслят одними стереотипами. Вместо того, чтобы рассматривать текущие проблемы под разными углами (с финансовой, технической, коммерческой, политической, социологической и юридической точек зрения), они будут воспринимать их в одном свете. В памяти каждого из них будут прокручиваться одни и те же лекции, слышанные ими в одной и той же аудитории, зачеты и экзамены, успешно сданные в одно и то же время…В наши дни мы часто говорим о предметах, которые полагается изучать в школе, колледже и на специальных курсах подготовки бизнесменов. Но дело не столько в самих предметах – пора осознать собственное невежество, начать стремиться к новому, развивать в себе умение постигать и привычку мыслить. Образование не суть нечто застывшее, оно должно стимулировать человека на дальнейшее изучение различных проблем. Когда у людей есть побочные интересы, когда они жаждут узнать как можно больше и за пределами своей области, диапазон их мироощущения становится шире, да и сами они начинают проявляться как личности. В итоге возникает многообразие мнений и точек зрения, а это очень ценно, особенно, если заложен хороший фундамент. Люди исключительных способностей обычно хорошо ориентируются не только в своей узкой специальности, но и во многих других сферах человеческой деятельности… (Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: пер. с англ. / Сост. и авт. предисл. В.С. Муравьев. – М.: Прогресс, 1989. С. 224-225)

[6] «По оценке Foster Research*, промышленный рынок в Интернете уже в 2003 г. достигнет оборота в $ 1 трлн 300 млрд. Соединившись через сеть с лучшими из существующих поставщиков, мы можем смело расстаться с нашими товарно-материальные запасами на складах, заменив их информацией в компьютерной сети. У Wal-Mart'a, гигантской сети универмагов в Америке, 97% товаров вообще не проходит через склад. Товары напрямую доставляются от производителя на магазинную полку, а затем к вам домой. Цифровые системы материальных потоков оперируют в режиме реального времени. Когда вы покупаете шерстяной свитер от Benetton, вся цепочка поставщиков, вплоть до самой овцы, с которой состригли эту шерсть, ощущает это. Исходный сигнал идет от кассы, и, по принципу домино, костяшки падают одна за другой. Очень скоро вся система знает, что надо производить новый свитер, этот продан». (Нордстрем К., Ридестрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003).

[7] «…Корпорация сегодня – больше, чем производство и сбыт. Корпорация – это больше, чем бренд. Корпорация – это социально ориентированный брэнд. Рыночная стоимость Johnson& Johnson составляет 140 млрд. долларов, Procter&Gamble – 84 миллиарда, Nestle – 83 млрд. При этом удельный вес бренда, то есть нематериального актива, в общей капитализации – около половины этой стоимости. Стоимость бренда  Johnson& Johnson составляет 48% капитализации, или 68 миллиардов долларов; Procter&Gamble – 54%, или 45 млрд., а Nestle – 50% или 45 миллиард» (Журнал «Деньги и благотворительность». Июль, 2006, № 1 (62). С. 75.).

[8] Аминов В.Л. «Фриланс, или удаленная работа». Кадровые решения, № 5, 2009. С.34.

 

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: contact@career-st.ru

Rambler's Top100