С чего начинается высшая школа
 

С чего начинается высшая школа

Распечатать

Возьму на себя смелость высказать парадоксальный тезис: модернизацию страны следует начинать не с нанотехнологических прожектов или перестройки чиновничьих структур, а с модернизации системы высшего образования. Не вижу иного звена, ухватившись за которое возможно вытащить всю цепь модернизации страны в целом. И «прорабов», и «волонтеров» модернизации взять более неоткуда.

Я не идеализирую вузовскую среду как таковую. Молодой человек, поступивший в вуз «по блату» и прокладывающий путь к диплому, всовывая банкноты в зачетную книжку, на выходе есть готовый коррупционер. Я не верю в светлые помыслы тех, кто штурмует приемные комиссии тех вузов и факультетов, где готовят чиновников.

Я верю в выпускников физматов классических университетов; вузов технических, педагогических, медицинских. Прежде всего потому, что основной контингент таких вузов – это дети полунищей сегодня, униженной российской интеллигенции, единственного сословия, сохранившего традиционные российские нравственные устои. И поступают в такие вузы не в предвкушении будущих «левых» доходов, а более по призванию или следуя семейным традициям.

Конечно, модернизация вузов потребует немалых затрат на оснащение, благоустройство и многое другое. Но на главное, организационно-методическую перестройку учебного процесса, возвращение его учебно-воспитательной направленности, ни особых затрат, ни расширения штатов не потребуется. Необходим лишь постоянный контроль руководства страны и конкретность действий на местах.

Становление учебно-воспитательного процесса как органического целого необходимо производить прежде всего через учебные планы и программы, методологию и направленность вузовских воздействий. В основу должно быть положено воспитание студенческого контингента справедливостью взаимоотношений в коллективе вуза, создание соответствующего морально-нравственного климата.

Морально-нравственный климат вуза – не эфемерная, а вполне конкретная категория, которую необходимо отслеживать и анализировать, например, путем регулярных анонимных студенческих опросов (кто не знает как, могу подсказать). Общаясь в достойной среде, студент начнет осознавать, что и в окружающем мире «беспредела» существуют «острова справедливости», и за это стоит бороться.

Сегодня работодатели-производственники при приеме на работу молодых специалистов как первое требование ставят не узкий профессионализм, а талант и человеческую порядочность, способность работать много и добросовестно. А с квалификационной точки зрения наиболее ценится умение делать то, чему напрямую в вузе не учили, способность адаптироваться к совершенно новым задачам и сферам деятельности. Все это абсолютно необходимо и при омоложении государственных структур.

На второе место по значимости я поставил бы «воспитание наставничеством», внедрение индивидуальных методов и форм работы со студентами с выявлением и раскрытием талантов, наклонностей и способностей каждого к определенным видам деятельности. Чего в широких масштабах и системно не было и в советские времена.

Организационно внедрение системы наставничества не представляет сложностей – достаточно переносить на студентов старших курсов каноны работы с аспирантами: персональное научное руководство, индивидуальные научно-практические направления деятельности, стимулы и льготы плюс обоюдная ответственность. В такую систему должны вовлекаться все без исключения студенты старших курсов, а не только «записные отличники» по общим предметам.

При раскрытии личности, при конкретной ответственности из незаметных троечников нередко вырастают профессиональные гении. И не только по прямой специальности. У многих студентов независимо от профиля обучения обнаруживаются задатки руководителей, организаторов. Если к этому добавляются человеческая порядочность и неравнодушие, есть смысл таких людей брать на заметку, доучивать их в юридическом и административном плане, вовремя выдвигать в кадровый резерв руководства.

Наконец, третье, и снова архиважное – это воспитание молодых людей разумной требовательностью. С этим сейчас повсеместно плохо. Учебная дисциплина и успеваемость снижаются, число «хвостовиков» огромно не только на младших, но и на старших курсах. Растут отчисления, несмотря на всяческие потуги сохранения студенческого (а фактически – и преподавательского) контингента. И в этом явлении следует винить не только ухудшение качества школьного контингента, что проще всего, но и самих себя.

Забросив вопросы воспитания и сосредоточиваясь на профессиональном обучении, мы стали хуже понимать психологию студентов. Зачастую неуспеваемость на младших курсах определяется не «тупостью» или слабой школьной подготовкой, а психологическими трудностями адаптации неокрепшей личности к совершенно иным, чем в школе, условиям и требованиям. А мы, не вникнув глубоко в причинность, унижаем и третируем студента, вплоть до отчисления, ломая его судьбу.

Данная дилемма решается просто, и опыт ее решения имеется. После каждого учебного года по итогам на последний день сессии должна проводиться всеобщая «аттестация» всех студентов на всех курсах, возможно, кроме первого. Но обязательно – с внимательным, доброжелательным, строгим анализом обстоятельств. И – каждому по заслугам! Сдавшим на «отлично» – персональные стипендии, бесплатное обучение, общежитие при необходимости. Сдавшим сессию без блеска, но в целом успешно – бесплатное обучение и, разумеется, перевод на следующий курс. Всех, кто имеет задолженности без уважительных причин, – безусловный перевод на платное обучение с установлением испытательного срока («хвостовая сессия»). Ликвидировавшие задолженности переводятся на следующий курс, не ликвидировавшие – остаются на повторное обучение; в обоих ситуациях, повторю, на платной основе.

Вердикты действуют ровно год, до следующей аттестации. Никаких «долгоиграющих хвостовиков» и никаких отчислений!

Любое принудительное отчисление из вуза, хоть трижды обоснованное формально, антигуманно и антивоспитательно. Человек должен уходить из вуза только сам, убедившись в ошибочности конкретного выбора, но не потеряв надежду в самореализации на ином поприще или в том же вузе, проявив при повторном обучении за собственные средства иной уровень добросовестности и дисциплины. А значит – получить возможность при очередной аттестации вернуть бесплатность обучения, уважение преподавателей. Но главное – веру в собственные силы и способности, осознание того, что в мире существует справедливость. А это – важнее всего прочего.

События недавнего времени, в том числе международный скандал вокруг одной из крупнейших автомобильных фирм, продвигавших свою продукцию через взятки высокопоставленным лицам, в том числе в России, высветил многое. Прежде всего беспомощность высших эшелонов власти в части реальных мер против тех своих «собратьев», у кого не оказалось ни совести, ни чести, ни боязни последствий.

Меня лично эта история лишь укрепила в убеждениях, изложенных выше. Или мы сумеем целенаправленно воспитать генерацию молодых людей, нетерпимых к несправедливости. Или России не выпрямиться, не подняться из грязи. Тем более – от нее очиститься.Меня лично эта история лишь укрепила в убеждениях, изложенных выше. Или мы сумеем целенаправленно воспитать генерацию молодых людей, нетерпимых к несправедливости. Или России не выпрямиться, не подняться из грязи. Тем более – от нее очиститься.

Автор: Леонид Иванович Волчкевич - доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана

Источник публикации: www.ng.ru
 

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: contact@career-st.ru

Rambler's Top100