Удаленная работа и новый стиль жизни
 

Удаленная работа и новый стиль жизни

Распечатать

Несколько лет назад я с удивлением читал заметки о том, как в США появилась новая категория работников – «удаленные сотрудники». Удивлялся я тому, как это работодатели, обычно строго следящие, чтобы офисы, точно в оговоренное время и на указанное в законодательстве число часов, заполнялись работниками, теперь пошли на то, чтобы разрешить им оставаться дома. Хотя в большинстве случаев это, конечно же, снижает возможности контроля за подчиненными.

В заметках объяснялось, что так работодателям удается существенно сэкономить – не нужно арендовать гигантские офисы, оплачивать сотрудникам служебные автомобили, тратиться на столовые, парковки и освещение, платить за каналы связи по корпоративным расценкам. Все эти расходы, по сути, берет на себя человек, готовый, работая по найму, оставаться у себя дома.

Впрочем, и для него зачастую дополнительных расходов не возникало, благо в современном жилище обычно есть и рабочее место, и компьютер, и канал связи, а вот возможность экономить деньги (и время) хотя бы на дорогу до офиса, появлялась. Разумеется, это стало возможным лишь после достаточного распространения сети интернет и, в частности, систем быстрой (принято говорить, широкополосной) передачи данных.

Ситуация, в которой каждая сторона находится в выигрышной позиции, несомненно, способствует ее тиражированию. Стоит ли удивляться, что через несколько лет, по мере развития каналов связи, по мере роста проникновения интернета в домашнее хозяйство, удаленные сотрудники стали появляться и в России.

Здесь, в силу значительного неравенства в оплате в столицах и в регионах, стимулов для перехода к модели использования удаленных сотрудников для работодателя даже больше. Практически за ту же, а, может быть, и меньшую зарплату можно нанимать лучших специалистов из регионов, экономя немалые суммы на офисе, медицинском страховании, корпоративных вечеринках и тому подобных вещах.

Безусловно, не всех и не везде можно «разогнать по домам». Важная часть работы в большинстве профессий предполагает непосредственное общение, которое зачастую нельзя заменить ни телефонными звонками, ни перепиской через системы мгновенных сообщений. Но есть такие профессии, где это общение практически не требуется. Работника достаточно один раз обучить, например, оплатив его приезд на специальные курсы, а затем он трудится, не выходя из «домашнего офиса».

Одна из таких специальностей – сотрудник call-центра. Такой специалист, встав утром с кровати у себя дома, умывшись и позавтракав, включает компьютер, свой или предоставленный компанией. Компьютер подключен к так называемой виртуальной частной сети (VPN), то есть к обычному интернет-каналу, где путем шифрования обеспечивается защищенное подключение к компьютерной сети предприятия.

На голову одевается гарнитура, и вуаля – еще один сотрудник call-центра предприятия готов отвечать на вопросы, поступающие от недовольных клиентов. Учитывая размеры нашей страны и число часовых поясов, при таком подходе удается минимизировать или даже вообще избавиться от ночных смен.

А если компания международная, то нанимать можно сотрудников не только из других часовых поясов, но и из других стран, особенно из тех, где оплата труда ниже. Лишь бы квалификации удаленного сотрудника хватило для выполнения работы.

Если говорить о звонковых центрах, то вариант надомной работы, конечно, экзотический. Все же наши с вами «бытовые» подключения к местным провайдерам не столь надежны, чтобы использовать их в серьезном бизнесе, а плач ребенка или лай собаки на «заднем плане», вызывали бы удивление у звонящих. Поэтому чаще сотрудники все же ходят в такие центры на работу, а центры снимают огромные помещения, куда заведены серьезные магистральные каналы связи с резервированием всего и вся. Устраивают такие центры, безусловно, подальше от столиц с их высоким уровнем заработной платы, в регионах победнее. В России крупнейшие контактные центры, рассчитанные на сотни работников, расположены в Ульяновске (900 рабочих мест), в Ростове-на-Дону и в Пензе.

Обслуживанием клиентов, которые обращаются по телефону с вопросами в такие компании-гиганты, как IBM, Microsoft и им подобные, в основном, занимаются... в Индии. В контактные центры этой страны, где уровень заработной платы в разы меньше, чем в США, заведены звонки клиентов со всего мира, благо индусы нормально справляются с общением с клиентами на английском языке. Вот такое «международное разделение труда» в действии.

Еще один вид работников, которые «привязаны» к офису разве что современными средствами связи, – это те, кто всегда в дороге, например, журналисты-репортеры и торговцы-коммивояжеры.

Сегодняшний репортер, как правило, оснащен серьезными техническими средствами: в его арсенале возможность профессиональной звуко- и видеозаписи, а также средства коммуникации, начиная от обычных телефонов и заканчивая спутниковыми. Идея в том, что практически из любой точки, куда его прислала редакция, такой журналист может провести видеотрансляцию или радиорепортаж с трансляцией в интернете, по радио или по телевидению. В последнее время все более модной становится текстовая трансляция события в твиттере или блоге, куда журналист пишет, к примеру, ключевые фразы выступающего и свои комментарии непосредственно по ходу события. Да и классический вариант никто не отменял, когда послушав докладчиков, скажем, на международной конференции, журналист оперативно готовит текст на нетбуке в холле мероприятия и, забросив его электронной почтой в свою редакцию вместе с парой репортажных снимков, с чистой совестью отправляется «покорять город».

Немалую долю расходов любой современной корпорации, особенно, глобальной, международной, составляют расходы на перемещение сотрудников между офисами в разных странах. Здесь и транспорт, и гостиницы, дорогая связь в роуминге и питание в ресторанах. Понятно стремление директоров минимизировать командировочные затраты. Но сколько бы ни твердили, что современные средства связи не могут заменить непосредственного общения, особенно неформального, «виртуальные встречи» отвоевывают свое место под солнцем, экономя деньги, а иногда и спасая жизни.

Таковы телеконференции, когда человек вместо того, чтобы лететь на двухчасовую встречу на другой континент, приходит в оборудованное помещение в офисе своей компании, видит и слышит происходящее на встрече на нескольких экранах, как и его видят и слышат собравшиеся в такой же «студии» в другом городе. Живого общения в «кулуарах», гольфа с коллегами после встречи и пресловутого совместного похода в баню, где в некоторых странах, говорят, как раз и решаются все серьезные дела, телеконференция, возможно, не заменит. Но в ряде случаев – может быть гораздо удобнее и экономичнее.

А иногда видеоконференции – это не только самая экономичная, но и вообще единственная альтернатива поездкам – здесь можно вспомнить, например, о телемедицине.

Если раньше каких-то пациентов не выписывали из госпиталя, поскольку требовалось непрерывное наблюдение за ними и сохранялась возможность принять экстренные меры, то сегодня они могут жить дома – умная электроника в экстренном случае автоматически вызовет бригаду скорой помощи, оповестит близких больного человека и т.д. Мир уже облетели кадры удаленной телехирургии: в экстренной ситуации действиями не самых опытных врачей на месте руководят их искусные коллеги из центральных клиник, наблюдая ход операции при помощи телемоста. Так современные средства связи спасают не только время и деньги, но, подчас и жизни.

Бизнес – не единственная область, где стараются минимизировать потери времени и денег. Еще одна такая сфера – образование. Преподаватель вовсе не обязательно должен непрерывно маячить перед глазами студента возле пресловутой доски: студент вполне может самостоятельно просматривать видеокурсы, читать учебные тексты, выполнять задания. А возникающие вопросы он может задать в ходе онлайн-консультации преподавателю в удобный для обоих день и час. Даже для экзамена не нужно приезжать в учебное заведение. В ходе видео-экзамена преподаватель сможет вдосталь погонять экзаменуемого по теме и понять степень его готовности. Столь же успешно может быть организована защита дипломной работы, да и диплом, свидетельствующий об окончании высшего учебного заведения, может быть отправлен по электронной почте.

Дистанционное обучение, когда за деньги учащихся начнут конкурировать учебные заведения по всему миру, не за горами. И здесь не нужны никакие специально оборудованные студии, достаточно веб-камеры и ПО для видеозвонков, чтобы записаться на подобные курсы в любой стране мира.

И наконец, существует огромная отрасль офшорного программирования, когда сотрудники крупнейших в мире компаний, настоящих IT-гигантов, могут жить в самых разных странах и работать, не выходя из дома. На сегодняшний день – это огромная индустрия, с десятками тысяч занятых по всему миру.

Если перейти от частных примеров к обобщениям, то вырисовываются такие тренды:

Первое. Работодатели стараются экономить на издержках, отказываясь от аренды офисных помещений, распуская сотрудников по домам и привлекая к работе сотрудников из регионов, где ниже уровень оплаты труда. В перспективе это может привести к снижению роли крупных городов и позволит человечеству вновь вернуться к практике создания небольших экологичных поселений, напоминающих патриархальные хутора или, что нам ближе, «академические» дачные поселки.

Второе. Растет скорость распространения информации. Обычно она становится доступной миру непосредственно в момент происходящих событий. В конкурентной борьбе будут выигрывать самые мобильные, т.е. те, кто«всегда онлайн», «всегда включены», именно они станут глазами и ушами миллионов. В какой-то степени при этом уменьшается роль отдельных СМИ, зато возрастает роль личности журналиста, узнаваемость конкретного человека.

Третье. С другой стороны, все чаще «глазами и ушами» миллионов зрителей и слушателей становятся случайные прохожие, вдруг оказавшиеся в эпицентре событий и ведущие пусть и любительскую, но зато, что особо ценно, эмоциональную и не цензурированную трансляцию, например, через микрофон и камеру мобильного телефона, мобильный интернет и, скажем, социальные сети. Так на наших глазах появляется новый тип коллективного международного «СМИ», где нет журналистов, редакторов и издателей, рекламы, проплаченных или ангажированных статей, где нет и профессионалов, но есть огромная армия добровольцев-очевидцев, оснащенных современными средствами связи. Роль этого «СМИ» уже сейчас высока – и будет только расти в дальнейшем.

Четвертое. Для деловых встреч, консультаций, для обучения и даже для оказания необходимой медицинской помощи сегодня уже не обязательно выходить из офиса или из дома. Средства телеконференций и их упрощенные аналоги позволяют решить все необходимые вопросы, особенно в экстренных ситуациях, без необходимости физических перемещений. Очевидно, что в перспективе все эти факторы снизят востребованность транспорта, что, в свою очередь, может привести к серьезным отраслевым сдвигам в экономике в целом.

Автор: Алексей Бойко

Источник публикации: Корпоративная связь
 

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: contact@career-st.ru

Rambler's Top100