Социальная активность - залог успеха в профессиональной реализации
 

Социальная активность - залог успеха в профессиональной реализации

Распечатать

Вопрос: "Что делать, если я не могу и не хочу работать по специальности?"

Ответ: Проблема выбора профессии встает перед молодыми людьми не раз. Человек задается этим вопросом, по крайней мере, два раза - первый раз, выбирая вуз и специальность для обучения, второй - когда возникает необходимость в трудоустройстве.

Молодежь делает свой выбор по-разному: одни идут по стопам родителей, другие - "куда все, туда и я", третьи занимаются самоанализом, четвертые - обращают внимание на престижность выбираемой профессии, а для пятых будущая профессия - дело всей жизни. Случай, когда человек еще со школьной скамьи показывает достаточный уровень самостоятельности и активности в своих профессиональных интересах, встречается не часто. Наличие "случайного" выбора профессии и объясняет присутствие такого явления в вузах как "кризис третьекурсника", когда часть студентов к третьему курсу выясняют для себя, что выбрали не ту профессию. Хорошо, когда третьекурсник решается сменить свою специальность. В противном случае пассивный студент теряет три года своей жизни, осваивая азы неинтересной профессии.

Это только один из примеров, который позволяет определить в среде студенчества социально активную личность, ориентированную на современный, динамично развивающийся рынок труда.

Студенту XXI века, мечтающему сделать блестящую карьеру, мало иметь прочные знания своей профессии. Кроме этого, молодой специалист к моменту получения диплома должен иметь хоть небольшой, но опыт работы по своей специальности, либо по смежной ей, иметь навыки общения и активного поведения на рынке труда, владеть гибкими профессиональными стратегиями и главное - определить индивидуальную модель профессионального становления. Не слишком ли высоки требования? Рассмотрим реальную картину.

Современные студенты очень отличаются от тех, что были лет 10-15 назад. Сейчас у них гораздо больше возможностей. Новая экономика позволяет практически на равных конкурировать молодым специалистам и опытным профессионалам. Единственная преграда к тому - основанное на устаревших принципах восприятие молодых специалистов со стороны окружающих - тоже постепенно исчезает.

Вузы, озадаченные проблемой трудоустройства своих выпускников, разрабатывают программы содействия трудовой занятости своих подопечных:

  • открывают Центры содействия трудоустройству выпускников;
  • вводят в учебный план курсы, цель которых - формирование знаний, умений и навыков при решении вопроса трудоустройства и построения карьеры;
  • создают информационные системы поддержки трудоустройства с выходом в Интернет;
  • заключают соглашения с компаниями и предприятиями на предмет организации стажировок старшекурсников и др.

Представители компаний, в свою очередь, идут в вузы, чтобы взять на работу лучших выпускников. Даже поверхностный анализ рынка труда молодых специалистов показывает, что молодые сотрудники ценятся все выше, а их профессиональный уровень растет. Показательно, что, например, в Москве появляется все больше кадровых агентств, консалтинговых групп, специализирующихся только на подборе молодых специалистов и выпускников.

В связи с этим, у некоторых студентов создается впечатление, что работодатели сами найдут их и сделают выгодное предложение. Отчасти это верно, но не каждого студента с хорошим дипломом возьмут на работу. Предложение сделают тому, кто активен, может заявить о себе, о своих знаниях, опыте. Как правило, работодатели делают ставку на тех выпускников, которые хотят и могут много работать, не боятся трудностей, умеют принимать решения и брать на себя ответственность. Такие выпускники - в прошлом студенты 3-5 курсов, активно изучающие рынок труда, определившие свои профессиональные интересы, имеющие опыт работы над решением нескольких задач, например, совмещать учебный процесс и работу. К сожалению, пока таких студентов меньшинство.

Говоря о социальной активности молодых людей, стоит отметить еще один момент. Анализ данных трех последних лет на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса показал достаточно высокий процент трудоустройства выпускников не по специальности. Одна из причин - низкий уровень оплаты труда специалистов. Обычно этот факт вызывает тревогу. Но стоит ли так переживать? Не это ли возможность самосовершенствования и самореализации, которая предоставляется молодым людям? Встречаясь с подобными трудностями, выпускники начинают искать другие варианты трудоустройства, выстраивают новую профессиональную стратегию. К тому же, в настоящее время на рынке труда молодым специалистам предлагается достаточно большое количество вакансий, при этом их разнообразие растет. У молодежи появляется стимул получить хорошее дополнительное образование, чтобы увеличить шансы найти высокооплачиваемую работу, которая будет в то же время давать возможности раскрытия своего потенциала.

Стереотип "второй диплом нужен для карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда" рано записывать в устаревшие. По данным Министерства образования РФ, абитуриентов, желающих получить второе высшее образование, оказалось на треть больше, чем в прошлом году. Как показывает практика, среди них немало студентов, которые получают второе высшее образование параллельно первому. Такой подход к своему образованию говорит о высоком уровне индивидуальной модели профессионального становления молодых людей. На рынке труда специалисты со вторым высшим всегда в цене. При прочих равных условиях зарплата у обладателя двух и более вузовских дипломов в полтора раза выше по сравнению с зарплатой соискателя с одним высшим образованием.

Вывод очевиден: настоящий карьерист вне зависимости от сферы деятельности, в которой решил строить карьеру, должен быть готов постоянно совершенствовать свои знания, и без помощи высшей школы ему не обойтись.

Наиболее продвинутые студенты, заинтересованные в реализации своего творческого потенциала, уже сейчас осваивают еще одну, новую для себя специальность - умение искать работу. Статистика свидетельствует, что в ближайшие 20 лет молодых людей ожидает перспектива в среднем 6-7 раз сменить работу. И не всегда смена профессии станет вынужденной мерой, связанной с решением материальных проблем. Для человека, у которого есть цель, работа становится способом ее достижения. Каждая новая работа - всего лишь этап на пути к заветной цели, а поиск работы - закономерный процесс перехода от одного этапа к другому.

Как показывает практика, уже сейчас во Владивостоке около 30% молодых людей с легкостью меняют свои профессии на более перспективные, высокооплачиваемые. Зачастую такая профессиональная мобильность сопровождается параллельным обучением на специализированных курсах, МВА и др.

В целом сегодня желание сменить профессию - одна из широко распространенных тенденций во всем мире. По результатам социологического опроса, проведенного Государственным отделом статистики занятости США, 67% американцев хотят сменить свою профессию. Результаты исследования, проведенного среди успешных менеджеров, показали, что некоторые менеджеры видят дальнейшее развитие своей карьеры через изменение профессии и специализации.

Желание успешных профессионалов изменить свою карьеру часто обосновано и рационально. Так у молодого бухгалтера, решившего попробовать себя в сфере продаж, существует много способов успешно применить свои знания и навыки бухгалтера. Он может быть вполне конкурентоспособным и соответствовать требованиям компании, которая ищет работника в отдел продаж. Нужно только тщательно оценить свои знания и опыт, разработать стратегию действия и решительно приступить к ее осуществлению.
Таким образом, составляющими успеха в профессиональной реализации молодых специалистов являются индивидуальная модель профессионального становления, активная жизненная позиция, гибкость профессиональной реализации.


Источник публикации: http://www.vvsu.ru/
 

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: contact@career-st.ru

Rambler's Top100