Преддипломная практика
 

Преддипломная практика

 

Цели и задачи преддипломной практики

Выбор темы дипломного проекта предопределяет цели и задачи преддипломной практики.

Цель практики:

Применение полученных специальных знаний по управлению организацией для решения конкретных управленче­ских задач, обозначенных в названии дипломного проекта.

Задачи практики:

  • обобщение  материалов, накопленных студентом ранее. Как правило, исходные данные по теме дипломного проекта студенты начинают собирать во время прохождения научно-исследовательской практики, продолжают в период  практики по «Организации менеджмента» и «Технологии менеджмента» и завершают во время преддип­ломной практики;
  • изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений
  • изучение и анализ планирования производства и сбыта про­дукции;
  • анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской
    и технической подготовки производства;
  • изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;
  • оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;
  • изучение механизма формирования затрат, их эффективности и ценообразования;
  • определение финансовых результатов деятельности предприятия;
  • оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;
  • анализ информационного обеспечения управления предприятием;
  • выработка вариантов, оценка и принятие управленческих ре­шений по совершенствованию управления производством и персоналом;
  • анализ организации выполнения управленческих решений и
    контроля за их исполнением;
  • анализ управления с позиций эффективности производства.

Студент в период прохождения преддипломной практики дол­жен собрать статистический материал, сделать необходимые вы­писки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить графический материал.

Организация и порядок проведения преддипломной практики

Преддипломная практика студентов должна проходить в одном из подразделений предприятия (организации, учреждения), выполняю­щего экономические, плановые, организационные или управленческие функции, или их комплекс. Имея рабочее место в одном из таких под­разделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразде­лений по мере выполнения программы практики.

Во время прохождения практики студенты соблюдают и выпол­няют все требования, действующие на предприятии, правила внутрен­него трудового распорядка. На время практики студент может быть принят на вакантную штатную должность с выполнением конкретного производственного задания и оплатой труда. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства и по­ложения соответствующей должностной инструкции.

Организация и учебно-методическое руководство преддиплом­ной практикой студентов осуществляются выпускающей кафедрой. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагает­ся на специалистов в области управления производством, назначен­ных руководством предприятия

Студенты направляются на места практики в соответствии с до­говорами, заключенными с базовыми предприятиями и организациями, или по запросу предприятий.

К студенту, не выполнившему программу практики и зада­ние в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза.

За студентами, зачисленными на период практики на штатную оплачиваемую должность, сохраняется стипендия. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руко­водителя практики от предприятия он может быть отстранен от про­хождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведую­щему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рас­сматривать вопрос об отчислении студента из вуза.

Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания, отражающем тему дипломного проекта. Объем дол­жен составлять до 30 страниц рукописного текста (без приложений).

По возвращении в вуз студент докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку дневник-отчет в указанные выпускающей кафедрой сроки.

Содержание программы показывает возможную последовательность изучения отдельных вопросов и решения поставленных задач, обеспечивающих достижение целей практики, с указанием ориентировочных сроков начала и завершения отдельных этапов и получаемых результатов (см. табл. 4).

Таблица 4 – Типовой индивидуальный план преддипломной практики

Содержание работы

Сроки (недели)

1. Общая характеристика предприятия.

0,5

2. Организационная структура управления.

0,5

3. Управление производством

1

4. Управление персоналом.

1

5. Информационная система управления.

1

6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия

1

7. Управление маркетингом.

1

8. Правовое обеспечение производства.

1

9. Подготовка отчета о результатах практики

1

ИТОГО

8

Примечание. По усмотрению руководителя практики от вуза вместо не­которых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломного проекта

Примерный тематический план преддипломной практики

Общая характеристика предприятия

Студент должен получить информацию и уточнить:

  • миссию предприятия;
  • цели и задачи предприятия;
  • масштаб деятельности предприятия; имидж предприятия;
  • характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта,
  • географическое положение, климатические и природные условия функционирования предприятия;
  • степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
  • уровень специализации, кооперирования и концентрации
    производства,
  • организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);
  • производственную структуру предприятия (технологический аспект);
  • стратегию и тактику управления предприятием;
  • уровень организационной культуры.

Организационная структура управления

По данному разде­лу студент должен изучить:

  • организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
  • характер организационных отношений между структурными
    подразделениями;
  • компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функцио­нальные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения.
  • методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом
    уровне:
  • структуру и функции аппарата управления предприятия;
  • регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
  • эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами ор­ганизационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется ди­пломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового пред­приятия.

Управление производством.

Данный раздел предполагает изучение:

  • производственной функции предприятия;
  • структуры организационной системы,
  • включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
  • оперативного планирования выпуска продукции;
  • нормирования труда и управления запасами;
  • календарного планирования и диспетчеризации производства,
  • мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
  • управления производством на уровне высшего руководства,
    руководителей среднего и низшего звена.

Студенту необходимо:

  • ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования
    производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию
    или какому-либо базовому производственному подразделению,
  • изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
  • проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
  • изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
  • проанализировать  систему  организации  производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
  • ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);
  • дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия,
  • изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.

Управление персоналом

Необходимо изучить кадровый по­тенциал предприятия и его формирование, в том числе:

  • профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
  • планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
  • процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
  • систему материального и морального стимулирования,
  • функции управленческого персонала;
  • требования, предъявляемые к работникам аппарата управле­ния, их соответствие квалификационным требованиям общей и специ­альной подготовки;
  • систему работы с кадрами (ротация, повышение квалифика­ции, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на вы­движение и др.);
  • методы повышения эффективности управленческого труда.

Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить:

  • массивы информации;
  • коммуникационный процесс;
  • коммуникации между уровнями управления и подразделе­ниями;
  • коммуникации между предприятием (организацией) и внеш­ней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
  • характеристику общей схемы информационных потоков в организации,
  • информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
  • средства передачи и преобразования информации;
  • документооборот предприятия и его характеристику;
  • организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия,
  • пути устранения недостатков коммуникационного процесса:
  • совершенствование коммуникаций в организации.

Экономические службы и финансовый менеджмент

По этому разделу студенту необходимо:

  • изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;
  • ознакомиться с системой иен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;
  • приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия,
  • на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия,
  • изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
  • осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия,
  • определить основные финансовые проблемы,
  • внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю над выполнением принятых решений.

Управление маркетингом

Студент должен отразить в отчете:

  • задачи службы маркетинга;
  • систему организации службы маркетинга,
  • задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;
  • анализ маркетинговой среды фирмы;
  • структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС),
  • планирование продукции и товарную политику,
  • управление качеством товара;
  • стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб,
  • инновационную политику,
  • ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;
  • роль посредников в товародвижении;
  • условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта,
  • требования к торговым посредникам;
  • планирование продвижения товара на рынке.
  • коммуникационную политику фирмы,
  • основные методы реализации изделий (услуг);
  • стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;
  • инструменты стимулирования сбыта;
  • ценовую политику и конкуренцию;
  • факторы, определяющие решения по ценам,
  • ценовую рекламу,
  • ценовые гарантии и особые соглашения;
  • определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;
  • систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;
  • предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

Титульный лист отчета по преддипломной практике

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: 8 (863) 226-6311, contact@career-st.ru

Rambler's Top100