Государственная поддержка выпускников
 

Формы государственной поддержки занятости выпускников в условиях финансово-экономического кризиса

5 июля 2009 Распечатать
Михалько В.А. Южный Федеральный Университет, Экономический факультет, Кафедра "Управление персоналом", 4-й курс

Введение

На сегодняшний день для меня стала актуальной проблема занятости молодёжи, так как я отношусь к этой социальной группе общества и в скором времени выйду на рынок труда дипломированным специалистом, соответственно буду нуждаться в трудоустройстве и желательно по своей специальности.

Молодёжь – это будущее для любого государства, поэтому всё дальнейшее существование зависит от неё. В этом и выражается необходимость поддержки каждой страны своего молодого поколения. Эта помощь должна отражаться и в экономической сфере. Так как после периода профессионального обучения, молодые люди нуждаются в трудоустройстве. Остро встаёт вопрос о занятости молодёжи в трудные для экономики времена. Так на сегодняшний день существует наболевшая для всего мира проблема финансово-экономического кризиса, в которой поддержка государства занятости населения, особенно молодого, просто необходима. При этом государство должно учитывать следующее:

  • вести учет специфики молодёжной рабочей силы при осуществлении государственной молодёжной политики, в том числе интересов наименее защищённых групп молодёжи при определении мер социальной поддержки;
  • использовать экономические стимулы, в том числе налоговые льготы, повышающие заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству и приёме на работу молодёжи, профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку молодых работников;
  • устанавливать квоты для приёма на работу молодёжи из числа социально незащищённых категорий и закреплять ответственность работодателей при невыполнении обязательств по квотированию;
  • осуществлять меры, облегчающие переход от учёбы к труду, в том числе путём создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, организации общественных работ.

Государственная поддержка занятости выпускников в условиях финансово-экономического кризиса

Молодёжь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества.  Вместе  с  тем она во всем мире является одной из особо  уязвимых  групп  на  рынке  труда, особенно в нашей стране.

Молодежь в возрасте 18-24 года  –  это  студенты и молодые люди, завершающие или завершившие, в основном, профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

Возрастает количество предложений рабочей силы за счёт выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьёзных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодёжью ценностипрофессионализма. "Деньги - любым путем'' - такова формула времени для многих молодых людей. Проявляется чёткая тенденция люмпенизации молодёжи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

На мой взгляд, сегодня очень изменяются требования нанимателей к рабочей силе. - От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы.

На современном рынке труда молодёжь сталкивается с некоторыми проблемами трудоустройства. К ним относятся:

1. Отсутствие требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта.

В этом случае, особенно при сегодняшних кризисных условиях, вмешательство государства как помощника необходимо. Решение этой проблемы можно найти в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введённая на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников учебных заведений.

Кроме того, существует еще механизм производственной практики. В настоящее время организацией молодёжной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остаётся невыгодным.

На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов.

Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств из-за кризиса, но идея должна продвигаться уже сейчас и поддерживать трудоспособную молодёжь.

2. Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда.

Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы.

В данном случае речь идёт о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. Механизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения.

3. Проблема недостатка рабочих мест определённой специальности.

В настоящее время молодёжь стремится получить престижную и высокооплачиваемую  профессию. Например, такую как экономист, юрист. И после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями трудоустройства. Ведь с каждым годом специалистов в данных областях становится всё больше и больше. Поэтому каждому последующему выпускнику экономического или юридического учебного заведения  труднее устроится, чем предыдущему, так как спрос на данные трудовые ресурсы уменьшается, а предложение растёт. Для того чтобы решить эту проблему необходимо, прежде всего, обратить внимание на неё государству. Принять меры для вовлечения молодёжи во все сферы  трудовой занятости, при этом заинтересовывая и стимулируя её.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» утверждается Областная программа по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области на 2009 год.

В данном постановлении отражена государственная поддержка выпускников образовательных учреждений.

По оценке министерства общего и профессионального образования области 1860 выпускников учреждений профессионального образования всех уровней имеют риск не быть трудоустроенными и будут нуждаться в услугах службы занятости.

Временное трудоустройство, стажировки, организуемые для выпускников образовательных учреждений, позволят им приобрести необходимые навыки трудовой деятельности, повысить конкурентоспособность на рынке труда и закрепиться на рабочих местах.

В данном постановлении в системе дополнительных программных мероприятий отражены мероприятия по поддержки выпускников образовательных учреждений. Это отображено в таблице 1 в приложении 1

Приложение 1

Наименование мероприятия

Исполнитель

Срок
исполнения

Объем финансирования

Источник
финансирования

Ожидаемые конечные
результаты

Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения
опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников
образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения

Информирование безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения о возможностях и условиях организации общественных работ, стажировки в целях приобретения опыта работы

УГСЗН Ростовской области

в течение года

без дополнительного финансирования

средства субвенции

повышение информированности граждан о возможности организации общественных работ, стажировки в целях приобретения опыта работы

Оценка возможности и потребности предприятий, организаций и учреждений Ростовской области в организации общественных работ, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения

УГСЗН Ростовской области, отраслевые министерства, работодатели

январь 2009 года

без дополнительного финансирования

средства субвенции

формирование объемов и видов общественных работ, стажировок

Организация общественных работ, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения

УГСЗН Ростовской области
отраслевые министерства, работодатели

2009 год
в том числе:
I квартал
II квартал
III квартал
IV квартал

94917,6
из них:

90171,6

 

4746,0

 

 

 

 

14237,6

из них:

13525,7

 

711,9

 

33221,2

из них:

31560,1

 

1661,1

 

33221,2

из них:

31560,1

 

1661,1

 

14237,6

из них:

13525,7

 

711,9

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

областной

бюджет

 

 

 

 

 

федеральный бюджет

областной

бюджет

 

 

федеральный бюджет

областной бюджет

 

 

федеральный бюджет

областной бюджет

 

 

федеральный бюджет

областной бюджет

организация общественных работ, стажировки для не менее 5790 человек, в т.ч. 4800 из числа работников, находящихся под угрозой массового увольнения,
990 выпускников образовательных учреждений.

 

Обеспечение дополнительной социальной поддержки граждан, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы или в ситуации установления неполного рабочего времени.

 

Сохранение мотивации к труду у работников данной категории.

Реализация потребности муниципальных образований в выполнении работ, имеющих социально-значимую направленность

Таблица 1 -  Система дополнительных программных мероприятий

Ссылки по теме:
 

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: contact@career-st.ru

Rambler's Top100