Как правильно составить резюме
 

Как правильно составить резюме. Современный дизайн резюме

Распечатать

Конкуренция на современном рынке труда в условиях действия и последствий действия финансово-экономического кризиса среди тех, кто хочет получить лучшую работу, высока, поэтому выигрывает тот, у кого получается убедить своего будущего работодателя в том, что у него больше преимуществ, чем у другого кандидата. Процесс такого убеждения начинается с убеждения на бумаге, то есть с резюме. Как же правильно составить резюме?

Резюме – это обобщенная информация о кандидате на вакансию той или иной компании (ФИО, контакты, профессиональные цели, образование, опыт работы, личные качества), которая используется работодателем для первичной оценки кандидата в качестве потенциального сотрудника. Резюме – это не просто информация, а это информация, которая должна побудить компанию сделать предложение на собеседование. С точки зрения компании, резюме – это презентация сильных сторон кандидата, которые позволяют выбрать именно его. С точки зрения кандидата, резюме – это инструмент, который позволяет проанализировать не только сильные стороны, но и слабые стороны, а также понять, в каком профессиональном направлении необходимо двигаться на рынке труда. Для молодых специалистов, резюме – это итог усилий в области получения образования, опыта, личного роста, к которому он пришел к моменту поиска работы.

Выделяют следующие функции резюме:

  1. Информационно-презентационная.
  2. Аналитическая.
  3. Эффективная.

Информационно-презентационная функция реализуется при найме компании на работу кандидата. Обычно работодатель использует три инструмента для оценки кандидата на ту или иную вакансию, а именно, анализ резюме, проведение собеседования, проверка рекомендаций. Поэтому в резюме важно изложить ту информацию, которая позволяет выделить сильные стороны, а также ту информацию, которая  соответствует потребностям компании (если резюме подается на вакансию «бухгалтер», то компании не интересен тот факт, что кандидат, когда то «подрабатывал» менеджером по продажам).

Аналитическая функция реализуется для того, кто составляет резюме. По результатам исследований компании Graduate[1], компании “Инфраструктуры нового поколения»[2], в настоящий момент на рынке труда молодых специалистов Центра карьерного роста экономического факультета ЮФУ, компании предъявляют следующие требования к выпускникам:

  1. Мыслительные качества – сильные аналитические способности, системность, гибкость мышление, креативность, умение справляться с большим объемом информации и находить сложные решения в трудной ситуации.
  2. Коммуникативные навыки – умение вести деловые переговоры для достижения результата, умение взаимодействовать с людьми, способность подать свою точку зрения наиболее эффективно, повести людей за собой, убедить их в своей правоте, неконфликтность,
  3. Организаторские навыки – умение спланировать собственную деятельность и деятельность группы, умение поставить задачи, распределить усилия и задания среди нескольких человек и проконтролировать достижение результата, способность прогнозировать ситуацию. Также важным качеством является способность справляться с большим количеством дел, что означает эффективное распределение собственного времени на достижение результата,
  4. Другие личностные качества – умение взять ответственность за свои дела и за группу, высокая мотивация к достижению, стремление к развитию и т.д.

При составлении резюме важно проанализировать вышеуказанные качества или вспомнить перед составлением резюме обо всем, что может охарактеризовать составляющего резюме с лучшей стороны, вспомнить то, что отличает от других. Таким образом, при составлении резюме имеет место аналитическая работа, происходит оценка себя и своих возможностей  с учетом возможных критерием и требований, предъявляемых компанией.

Эффективная функция или функция экономия времени реализуется как для компаний, так и для кандидатов в следующем. Менеджер по персоналу обычно тратит 1-2 минуты на просмотр резюме, поэтому резюме должно вмещать себя деловую информацию о вас полную, но «без лишних слов». Кандидат, составляющий резюме,  может составить резюме один раз, но отправлять его, немного скорректировав, в разные компании, чем увеличить свой шанс быстрого поиска и получения перспективной работы.

При составлении резюме нужно учитывать следующие принципы.

Во-первых, резюме должно быть правдивым. Все, что указывается в своем резюме, придется подтвердить при личной встрече.

Во-вторых, резюме должно носить более индивидуальный характер. Если кандидат не точно определился со сферой деятельности, то для каждой из сфер составляется свое резюме. Кроме того, прежде чем посылать резюме в конкретную компанию нужно постараться найти и изучить информацию о ее деятельности, корпоративной политике, понять принципы ее работы с персоналам и основные требования к кандидатам. После сбора такой информации, возможно, потребуется внести некоторые изменения в резюме или написать новое. Кандидату необходимо убедить работодателя в том, что он подходит для компании. В резюме важно сделать акцент на тех специфических знаниях и навыках, которые могут быть полезны для работы именно в этой компании. Можно также составить сопроводительное письмо и написать в нем, почему кандидата привлекла именно эта компания и почему именно он может являться идеальным кандидатом. Полезно также узнать, кто занимается рассмотрением резюме в данной компании и адресовать письмо на его имя. Такой подход, во-первых, обратит внимание работодателя на те качества, которые ему наиболее интересны и, во-вторых, покажет кандидата как человека, серьезно подходящего к проблеме поиска работы. А это является плюсом с точки зрения любого работодателя.

В-третьих, все негативные моменты необходимо оставить за рамками резюме. В резюме излагается информация только о достоинствах, а не о недостатках.

В-четвертых, если кандидат обращается в иностранную компанию, то резюме составляется также на том языке, который является основным для данной компании.

В-пятых, резюме должно быть кратким, удобочитаемым и хорошо оформленным. Иначе его могут просто отбросить в сторону, не дочитав. Вся информация должна быть четко структурирована, изложена в форме простых предложений. В резюме необходимо избегать длинных формулировок, причастных и деепричастных оборотов, слишком большого количества специальных терминов. Резюме должно быть написано в хорошем литературном стиле и без грамматических ошибок, без негативных формулировок, вся информация должна иметь позитивный характер, и резюме в целом, должно предстать перед работодателем как череда ваших жизненных достижений. Вся информация должна уместиться на одной странице (максимум 2 страницы). Разделы должны быть четко отделены друг от друга, использовать табличную форму изложения информации не рекомендуется, возможно использование различных видов и размеров шрифта. Резюме необходимо распечатывать на хорошей бумаге и хорошем принтере. Если резюме отправляется по e-mail, то лучше не отправлять его приложенным файлом, а вставлять в текст письма.

Рассмотрим алгоритм и структуру составления резюме. Если резюме составляется впервые, то важно начинать этот процесс с личного SWOT анализа, то есть необходимо тщательно проанализировать:

- Сильные стороны (анализ внутренних способностей): в каком вузе кандидат получил или получает образование, по какой специальности, по какой теме пишет диплом, в каких конференциях принимал участие, какие дополнительные тренинги проходил, где работал или подрабатывали, где проходил производственную практику, какие навыки в результате этого получил, какими языками владеет, достижения и т.д. – то есть все то, что кандидат мог бы «продать» на рынке труда молодых специалистов, то, что его отличает от других.

- Слабые стороны (анализ внутренних способностей): их не стоит писать в резюме, но стоит обозначить для себя – для того, чтобы было к чему стремиться. Например, практически все предложения крупных Российских и международных компаний связаны со знанием английского языка, часто требуется знание специальных компьютерных программ и т.д. Если студент задумывает о хорошей работе уже на 3-4 курсах, то еще не поздно усовершенствовать именно этот навык.

- Угрозы (то, что находится за пределами «я» кандидата, его личного опыта, то, что угрожает кандидату на пути к получению желаемой работы): большое количество претендентов на вакансию, на которую претендует кандидат; обладает всеми знанием, кроме тех, которые востребованы на рынке труда; предложение компаний по заработной плате не оправдывает ожидания кандидата.

- Возможности (то, что может способствовать продвижению на рынке труда): наличие специализированных агентств занятости для студентов, наличие виртуальных площадок по трудоустройству и развитию карьеры выпускников (например, www. career-st.ru - портал «Карьерист»), общие тенденции рынка труда (повышение спроса на молодых специалистов, увеличение количества прецедентов внедрения программ набора молодых специалистов в вузы) и др.

В итоге такого анализа можно получить большой список информации, который можно использовать для разработки и продвижения резюме. Структура резюме может быть следующей:

- Составление заголовка. Заголовком резюме является ФИО, под которым пишется дата и вашего рождения (можно указать пол, семейное положение, хотя во многих западных странах это делать запрещено, так считается дискриминацией и нарушением прав человека), а также указываются контактные данные (обычно это указание домашнего, мобильного телефона, а также электронной почты). В заголовке не пишется слово РЕЗЮМЕ.

- Указание цели составление резюме. Целью составления резюме является обычно перечисление должности или должностей, на которые претендует кандидат, а также, возможно, указание сферы, направления деятельности или названия компании, в которой хотел бы работать кандидат. Можно ответить на вопросы: В какой сфере я бы хотел (а) работать? Какую работу вы бы хотели выполнять? Чтобы вы хотели делать на работе?

- Составление раздела «ОБРАЗОВАНИЕ и РАЗВИТИЕ». Раздел начинается с указания заголовка «Образование» Раздел должен содержать информацию о том, в какой период кандидат на вакансию получил или получает основное образование, название вуза, факультета, специальность. Можно указать название диплома или курсовых работ, над которыми работал или работает молодой специалист. В данном разделе также нужно указать дополнительное обучение, которое, возможно, кандидат проходил в течение обучения в вузе. Это могут быть тренинги, семинары и так далее.

- Составление раздела «ОПЫТ РАБОТЫ, ПРАКТИКА». Раздел начинается с указания заголовка «Опыт работы». В данном разделе придется вспомнить о том, где приходилось работать и/или проходить практику. Указывается период, название компании, направление деятельности компании, должность, а также обязанности, которые выполнялись. Если кандидату удалось получить опыт работы в разных местах, то они описываются в обратном хронологическом порядке.

- Раздел «Навыки». Указывается заголовок раздела «Навыки». В данном разделе перечисляется то, что кандидат на вакансию умеет делать лучше всего. Для молодых специалистов этот раздел особенно важен, так как именно навыки, а также личностные характеристики, скорее всего, будут проверять при приеме на работу.

- Раздел «Личные качества». Указывается заголовок раздела «Личные качества». В данном разделе перечисляются те черты и личные качества, которые будут помогать выполнять функции той должности, на которую претендует кандидат.

Рассмотрим два примера резюме: «плохое резюме» и «хорошее резюме» (то есть то, которое составлено с учетом вышеуказанных рекомендаций).

 

Ссылки по теме:
 

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: contact@career-st.ru

Rambler's Top100