Социальные гарантии молодым специалистам
 

Правовое обеспечение социальных гарантий молодых специалистов

Распечатать

В условиях финансово-экономического кризиса особую значимость приобретает социальная защищенность работников как экономически более слабой стороны трудового правоотношения, которая достигается посредством нормативного закрепления социальных прав и гарантий их реализации.

Термин «социальные гарантии» является нормативным, но в нормативно-правовых актах не раскрывается. Например, Закон РФ «О занятости населения»  содержит главу 6, именуемую «Социальные гарантии и компенсации». Содержание данной главы свидетельствует о том, что социальные гарантии (в контексте данного закона) обеспечивают реализацию прав граждан в сфере труда и социального обеспечения.  Следует отметить, что термин «социальные права» получил легальную характеристику с принятием Федерального закона от 05.04.2009 г. № 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса РФ». Согласно положениям данного федерального закона социальные права – это права в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В юридической литературе встречаются разнообразные классификации гарантий прав и свобод человека и гражданина. Как правило, выделяют общие гарантии, к которым относят экономические, политические и социальные гарантии, и специальные гарантии, под которыми понимают юридические (правовые гарантии). При этом общие гарантии (в частности, социальные) действуют через юридические гарантии.

Юридические гарантии социальных прав представляют собой правовые и организационно-правовые средства и способы, посредством которых обеспечивается надлежащая реализация и защита социальных прав. Поскольку правовые нормы, закрепляющие права молодых специалистов в сфере труда и социального обеспечения, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня, постольку и гарантии реализации этих прав закреплены на нескольких уровнях правового регулирования.

На высшем международном уровне гарантии социальных прав, в первую очередь, включают в себя общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ, которые в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы и имеют приоритет по отношению к национальному законодательству. Аналогичные положения содержатся и в ст. 10 ТК РФ. Так, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств[1] возлагает на государства обеспечение предоставления гражданам следующих основных прав и гарантий: свободу выбора рода занятий и работы; бесплатное содействие в трудоустройстве, предоставление дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи; выплату пособий по безработице и других.

Следующим по значимости источником правового закрепления социальных гарантий является Конституция РФ. Конституция РФ не только указывает на значение норм международного права, но и устанавливает: «В Российской Федерации  признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст.17). Статьи 7, 37, 39, 41 Конституции РФ непосредственно посвящены гарантиям реализации трудовых прав и прав в области социального обеспечения. Как справедливо подчеркивалось в литературе по трудовому праву, хотя принципы, отраженные в ст.37 Конституции РФ, сформулированы как трудовые права и свободы, «… особый аспект, отражающий роль государства в закреплении определенного уровня гарантий  применительно к правам и обязанностям, который оно обязано обеспечить тем или иным субъектам права»[2]. Данный вывод справедлив и в отношении иных социальных прав, провозглашенных в Конституции РФ.

Ст. 7 Конституции РФ закрепляет основные направления социальной политики государства: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Конституция РФ закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-то бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на защиту от безработицы. Конституция признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому гарантируется право на отдых. Особо подчеркивается, что реализация некоторых прав обеспечивается только лицу, работающему по трудовому договору: установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст.37).

Конкретизировать правовые гарантии в сфере социального обеспечения граждан призваны ст. 39 («Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.  Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»)и ст.41 Конституции РФ («Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»).

К числу важнейших гарантий социальных прав работников следует отнести и гарантии их государственной защиты, в том числе судебной. Более того, исчерпав все внутригосударственные средства защиты субъективных прав, каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека. В этой связи юридические гарантии могут быть классифицированы на гарантии реализации прав и свобод и гарантии их защиты.

Следующий уровень правового закрепления социальных гарантий – Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы. В первую очередь, в ТК РФ находят свое закрепление основные принципы регулирования трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, большинство из которых сформулированы с использованием оборота «обеспечение права на …», что свидетельствует об отражении в их содержании не только важнейших трудовых прав, но и гарантий их реализации. Основные принципы трудового права получают дальнейшее развитие в статьях ТК РФ, определяющим как основные права и обязанности работника и работодателя (ст.21,22), так и условиям их осуществления и защиты.

Гарантии реализации трудовых прав, а также прав в области обязательного социального страхования в той мере, в какой они отнесены к предмету трудового права, находят свое закрепление во многих статьях ТК РФ, некоторые из которых используют данное понятие в самом наименовании. Например, ст.64 «Гарантии при заключении трудового договора» устанавливает важную гарантию реализации права на труд – недопустимость необоснованного отказа в приеме на работу. Ст. 130 «Основные государственные гарантии по оплате труда» очерчивает пределы реализации работодателем его правомочий по установлению заработной платы работников.

Социальные гарантии для отдельных категорий работников могут устанавливаться подзаконными нормативными актами, в частности Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. В частности, в Указе Президента РФ от 04.03.1993 г. № 337 «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» были поставлены следующие задачи:

  • создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщин на труд;
  • обеспечение конкурентоспособности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин - работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;
  • поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплате труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин;
  • обеспечение права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции;
  • предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации;
  • организация и развитие социальных услуг, позволяющих родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми[3].

Постановлением Правительства РФ от 15.01.2000 г. № 38 «О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченных к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе» вышеуказанным лицам гарантировалось право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы, но не более четырнадцати календарных дней; сохранение выплаты процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях[4].

Таким образом, можно говорить о предоставлении работникам общих и специальных социальных гарантий. Общие гарантии обеспечивают реализацию и защиту социальных прав всех работников. Так, ч.1 ст. 27 Закона РФ «О занятости населения в РФ» гласит: «Работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством». Соответствующие гарантии и компенсации, в равной степени применимые и к молодым специалистам, увольняемым по соответствующим основаниям, были подробно рассмотрены в предыдущем параграфе.             Ст. 28 вышеупомянутого Закона определяет гарантии социальной поддержки безработных, к которым относятся: выплата пособия по безработице; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; возможность участвовать в оплачиваемых общественных работах.

Специальные гарантии социальных прав относятся к отдельным категориям работников. Помимо вышеперечисленных уровней правового регулирования данные гарантии находят свое отражение в коллективных договорах и соглашениях. Причем в данных актах социального партнерства устанавливается такой уровень социальных гарантий, который позволяет удерживать ценных работников, в том числе молодых специалистов, и обеспечивать стабильность трудовых правоотношений.

Объем предоставляемых гарантий обусловлен сферой экономической деятельности. Например, в соответствии с отраслевым соглашением по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства нефтегазового комплекса РФ на 2008-2010 гг. работодатели данных отраслей гарантируют своим работникам:

  • выплату единовременного пособия при выходе работника на пенсию;
  • выплату материальной помощи при уходе в отпуск;
  • предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам в случаях рождения ребенка, собственной свадьбы и др.;
  • ежемесячную доплату к стипендии в размере, определяемом коллективным договором, студентам вузов, техникумов, направленным организацией на учебу.


[1] Одобрена в г. Санкт-Петербурге 29.10.2004 г. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ // СПС Консультант Плюс.

[2] Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1995. С.43.

[3] «Российская газета», № 50, 16.03.1993.

[4] СЗ РФ, 2000, № 4, ст. 394.

 

 

 


О проекте | Сайты о работе | Форум | Карта сайта

 

Контакты: contact@career-st.ru

Rambler's Top100